Эффективность бюджетных расходов как зеркало эффективности государственного управления. Система может быть эффективной, даже не имея значительных ресурсов, но для этого нужно четко выстроить целеполагание. Стратегия экономического развития России давно не актуализировалась, в рамках нынешней действует более 400 документов, от которых нет никакого результата. Вместе с тем регионам надо делегировать больше полномочий и наполнять их соответствующими бюджетными источниками. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, считает, что в целом не оправдала себя нынешняя государственная система управления, состоящая из трех уровней — министерства, агентства и службы, она «пожирает» эффективность управления.
Что еще необходимо изменить в системе госуправления в России?
Эффективность государственного управления в России является не удовлетворительной ни по одному из показателей. Россия в рейтингах расположена рядом со странами Восточной Европы (Венгрия, Литва, Молдова) или Африки и Азии (Туркменистан, Гайана, Шри-Ланка, Гвинея-Бисау, Вьетнам, Эфиопия, Мозамбик, Гондурас), которые являются аутсайдерами по большинству показателей.
Еще одна причина не эффективного государственного управления - огромный бюрократический аппарат государственного управления.
Очень интересную программу по изменению системы госуправления предлагает Анатолий Цаболов:
«При обработке колоссальной информации, система принятия решений должна быть на высочайшем интеллектуальном уровне и защищена от идейных (партийных), лоббистских и других воздействий.
В стране должен быть государственный стандарт интеллектуального уровня принятия решений.
Предлагаю привлечь к управлению государством выдающихся ученых страны из разных областей науки, создав тем самым самую большую концентрацию интеллекта в истории.
Для этого:
1. Сформировать постоянно действующий орган с законодательной инициативой и встроить его в систему государственной власти:
Президент - ГНС (Государственный Научный Совет) - Законодательное Собрание.
2.По всей стране сформировать рабочие группы ученых в федеральных округах и субъектах федерации, для анализа возможностей регионов и решения накопленных проблем научными методами.
Охватив постоянно действующими научными группами, подконтрольными ГНС, всю территорию, можно поднять интеллектуальный уровень страны. Основные указы и постановления должны проходить через систему повышения интеллектуального уровня.
Новую систему госуправления, с возможными изменениями в законодательстве, можно сформировать за три месяца. Необходима государственная воля и желание реформировать страну без социальных потрясений и чудовищной нагрузки на большую часть народа России.
3.Предусмотреть значительные сокращения чиновников по всей стране.
4.Все шаги в создании новой системы госуправления продумать до мелочей.»
Наша государственная машина неповоротлива и несет на себе черты переходного периода, сохраняя и часть советских механизмов, и переходные черты 1990-х, и наши последующие новации. В итоге система госуправления в России - это микс различных систем, которые были в России за последнюю сотню лет. По моему мнению, нужна абсолютно новая система, которая перезагрузит госуправление в РФ. А любые изменения или доработки в настоящем механизме - это лишь временное устранение возникших проблем.
Госуправление в РФ крайне неэффективно.
В любом случае необходимо уходить от нынешней сверхцентрализации, и рано или поздно мы к этому придём. Просто пока что это вопрос политический, а не экономический, верхушке просто необходимо держать регионы в ежовых рукавицах, а вопрос эффективности здесь где-то на заднем плане.